Коммуникация в кибернетике и в искусстве

Коммуникация в кибернетике и в искусстве

...



Коммуникация в кибернетике и в искусстве

Рыков В.В.
(доцент, кандидат филологических наук, МФТИ)

Конспект доклада, сделанного на Григорьевских чтениях 13-14 марта 2008 г в Доме Искусства на Пречистенке 21


Введение

Мы будем изучать отличительные особенности – или проще говоря – разницу между коммуникациями в кибернетике и в искусстве. Не всегда эти два вида коммуникаций можно рассматривать отдельно – как будет показано ниже. Тем не менее – в идеализированном виде коммуникацию в искусстве можно рассмотреть отдельно, противопоставляя ее коммуникации в кибернетике.


Универсалии

Прежде всего – дело касается формы, в которой предстают закономерности этих двух видов коммуникаций. Если в кибернетике мы можем описать их (далеко может не всегда) – в виде достаточно точных законов (например – формула Шеннона). То в искусстве и гуманитарных науках эти закономерности предстают в форме универсалий. Это достаточно строгие закономерности, допускающие – тем не менее исключения, которые не нарушают их строгости. Пример с парашютом.
Здесь мы соберем и рассмотрим универсалии, многие из которых хорошо известны, относящиеся к теме доклада.

Знаки, знаковые системы и знаковые произведения.

Еще одно ограничение. Нельзя отрицать многообразие форм коммуникаций – в том числе и в искусстве. Быть может – многие из них мы не знаем. Здесь мы будем рассуждать о знаковой форме коммуникаций в искусстве. Что это значит? Прежде всего – это значит, что мы рассматриваем этот вид коммуникаций как использующий некоторые зрительные, акустические (звуковые) или другие, воздействующие на наши пять чувств, объекты (или их комбинацию), которые мы называем знаки. Будучи восприняты человеком, они активизируют у него в сознании объекты совсем другого рода, которые назовем денотатами. Денотаты (вернее – их образы) могут иметь референты в материальном мире. А могут быть абстрактными (мыслительными) объектами (понятиями, образами). Это самое общее свойство знаковой коммуникации.
Так – если бы Штирлиц увидел в окне цветок, то он бы понял, что квартира завалена. Коммуникация в кибернетическом смысле произошла. Цветок в окне это знак. Он заместил в коммуникации понятие «квартира завалена». Для проф. Плейшнера такой коммуникации не произошло, хотя он видел цветок. Мы можем довольно точно измерить информационный объем этой коммуникации. Он невелик – да-нет.
Знак в коммуникации заменяет денотат. Или мы бы носили денотаты на себе – как у Свифта. Можно уже говорить, что в этом примере имеем знаковую систему – горшок с цветком есть или его нет в окне. И простейшее знаковое произведение, построенное на основе этой ЗС – цветок в окне.
Не всегда можно четко разделить знак и два вида коммуникаций, которые мы хотим различать. Так, если женщине дарят розу, то роза сама по себе хороша. В то же время это может быть знаком положительных чувств к ней. Это мало отличается с точки зрения кибернетики от примера с цветком в окне. Но – букет роз может быть произведением искусства – и здесь мы имеем тот вид коммуникаций, который мы хотели бы различить и изучить. Для этого нужно привлечь еще некоторые понятия семиотики – науки о знаках.

Виды знаков. Ономатопея.

В семиотике – науке о знаках различаются три вида знаков. Иконы – знаки, похожие на денотат. Например – фотографии или картина Мишки в сосновом лесу. Символы – знаки, не похожие на денотат. Это слова, знаки Зодиака и многое другое. Третий вид знака – признак – это когда часть денотата служит его знаком. Примеры признака – дым от костра, запах духов женщины.
Важной универсалией в этой области является ономатопея – подобие знака денотату. Примером может служить Кшесинская в роли Эсмеральды. Петипа ей разрешил танцевать страдающую Эсмеральду только тогда, когда она сама стала страдать после разрыва с Николаем II. Это выступление вызвало бурный восторг у все знающей петербургской публики.


Внешняя, внутренняя форма знакового произведения и его значение (денотат)

Пока мы только обозначим и различим эти три понятия. Приведем только пример Выготского про луну и месяц.

Внутренняя форма – это то, из каких элементарных знаков и как удачно сложено это знаковое произведение. Она в целом предстает перед нами в виде знаковое произведение – например красные чернила. ВФ привлекает наше внимание или нет, волнует и интересует – или нет. Это уже искусство.
Соотношение внутренней и внешней формы лучше всего на примерах.

Полная пожилая дама, поющая арию Джульетты.

А вот то, что внутренняя форма передает, воплощаясь во внешнюю форму – это и есть коммуникация в искусстве. Но что оно передает? Как это описать и измерить?

Искусство как специфический вид коммуникации.

Рассмотрим пример. В США сын приехал к отцу на каникулы в Нью-Йорк из университета в Калифорнии и собрался возвращаться. Школьный друг предложил ему купить свой старый авто и возвратиться на нем, посмотрев по дороге Америку. Сын ухватился за эту идею. Отец говорил ему (коммуникация на кибернетическом уровне), что авто сломается и он потеряет друга, обидевшись на него. Так оно и случилось. Когда сын позвонил и сказал отцу об этом и спросил – почему он был так во всем уверен, то отец ему ответил – со мной такое же случилось, когда я был молодым. Отец это пережил, но способа передать это сыну не смог. Кибернетический способ здесь чаще всего бессилен – это знают все.

Тем не менее способ передать это есть. Рассмотрим пример. Мы читаем роман Хемингуэя «Прощай оружие». Нас пленяет и завлекает его внутренняя форма и мы начинаем сопереживать герою, как будто это мы на фронте, бежим с любимой женщиной от ужасов войны и т.д. Прочитав книгу, мы переживаем эффект того, что это пережили мы и получили в форме особого вида коммуникации это знание от другого человека, которого сейчас уже нет с нами. А вот отец сыну не смог передать пережитое даже в более простой форме и объеме, используя кибернетический способ.
Не всякая форма может быть адекватно воспринята всеми. Дом-2 на ТНТ.
Здесь мы описали сам феномен. Как его изучать? Один из подходов – не изучать психические процессы в сознании автора и читателя (слушателя), а изучать само знаковое произведение.

Басня

Такое знаковое произведение, которое изучить проще всего – это басня. Басню можно выразить в предельно прозаической, кибернетической форме, которое может быть отторгнуто читателем.
Но в поэтической форме она может быть адекватно воспринята и знание, выраженное в басенной форме, будет передано читателю.

Выводы

Искусство это особая форма познания.
Произведение искусства передает знание, которое невозможно передать в кибернетической форме. Это может быть адекватно описано как форма знаковой коммуникации.


...


Оригинал статьи в формате doc

E-mail: vlad.rykov@gmail.com



Hosted by uCoz