|
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗНАНИЙ – РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНОЙ СЕМИОТИКИ
|
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗНАНИЙ – РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНОЙ СЕМИОТИКИ - Статья для Диалога 2009
|
...
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗНАНИЙ – РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНОЙ СЕМИОТИКИ
KNOWLEDGE ACQUISITION – COGNITIVE SEMIOTICS IMPLEMENTATION
Рыков В.В. (rykov@phystech.edu),
Московский физико-технический институт
Когнитивная семиотика представляет собой парадигму, соединяющую знаковые и когнитивные структуры с предметной деятельностью и является удобным инструментом для интеграции и совершенствования систем извлечения знаний из текста.
Сейчас у нас и за рубежом существуют разнообразные системы извлечения знаний из текста. Их качество непрерывно и неуклонно совершенствуется. При этом, как правило, эти системы люди используют в процессе своей деятельности не в отдельности, а в качестве отдельной части более сложной системы коллективной работы. Можно сказать - в качестве части более сложной «мыследеятельностной» системы [9]. Несмотря на свою сложность, такие системы имеют много общего. Тогда, если построить и описать систему извлечения знаний из текста в качестве элемента более сложной системы или в рамках единой парадигмы, то мы сможем не только рассмотреть, но и найти решения некоторых важных проблем.
Следует сразу отметить, что любая система извлечения знаний из текста является системой коллективной работы, в которой участвуют зачастую люди совершенно разных профессий и квалификаций. Такая сложная система должна интегрировать в себе сложные процессы трех видов:
1. Непосредственно предметную деятельность людей, которые ею пользуются, так или иначе протекающую в реальном или материальном мире.
2. Мыслительные процессы в сознании людей, использующих эту сложную систему.
3. Знаковые структуры и их преобразования, происходящие в мире знаков и которые так или иначе происходят в процессе функционирования такой надсистемы.
В процессе своей деятельности (как сейчас модно выражаться – бизнес-деятельности) люди вырабатывают определенные повторяющиеся в той или иной форме образцы или шаблоны. Так же логично люди часто замещают их знаковыми структурами. Эти знаковые структуры можно строить на единой системной основе с целью не только единообразного описания соответствующей деятельности, но и, по аналогии с вычислительным процессом, построить семиотический процесс [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. Такой процесс позволит выполнять знаковые (семиотические) преобразования с этими знаковыми структурами. Элементарные единицы такой деятельности мы будем называть бизнес процессами.
Другими словами, эта система парадигм, которая называется когнитивная семиотика, должна реализовывать три функции -
1. Когнитивное описание бизнес процессов (БП) в виде знаковых структур.
2. Семиотическую обработку таких описаний с целью получения новых знаний о деятельности, представленной этими БП.
3. Принятие решений (в том числе и автоматическое) на основе новых знаний о БП.
Таким образом, когнитивная семиотика бизнес процессов должна осуществлять связь между знаковым и когнитивным представлением различных структур - в том числе и БП. Это позволило бы более эффективно строить и эксплуатировать различные системы управляющие БП.
Действительно, каждый БП представляет собой сложную функцию человеческой деятельности – как интеллектуальной, так и протекающей в реальном мире и в мире знаков [1, 3, 4, 8]. Например, водитель крутит баранку руля, думает о своих предстоящих действиях для продолжения движения и в то же время наблюдает показания приборов на контрольной панели и дорожные знаки. Принимаемые им решения зависят от событий, происходящих в этих трех мирах – окружающего его материального мира, знакового (семиотического) окружения и его собственного знания о вождении, которое находится в его памяти. Так называемые когнитивные процессы, результатом которых являются управляющие воздействия на автомобиль, протекают в сознании водителя.
Существует много способов повысить эффективность БП, сделать их более интеллектуальными. Фактически – это одно из направлений современной информатики. В этом процессе большую роль играют знаковые (семиотические) процедуры. Так, БП описываются сложными знаковыми системами – такими как ARIS, IDEF, UML и др. Рутинные части БП могут выполняться без вмешательства человека. Творческие, нестандартные части БП автоматизировать или компьютеризировать сложнее, так как они содержат в себе операции, основанные на знаниях – то есть, другими словами, являются когнитивными бизнес процессами [1, 2, 8]. Описанием такого рода процессов, попытками их формализации и компьютеризации занимаются многие науки – например исследования по искусственному интеллекту, управление знаниями и др. Но, тем не менее, – многие системы управления бизнес процессами все еще содержат такие компоненты, когда когнитивные процессы, приводящие к бизнес решениям, управлению БП протекают в голове человека. И в то же время – существуют успешные проекты и системы, которые интегрируют БП и когнитивные процессы, проходящие в сознании человека, и заставляют их выполняться на компьютере [1, 2, 4, 8]. В этом случае говорят, что знания о БП хранятся в так называемых онтологиях и эти онтологии обрабатываются когнитивными процессорами, которые получают в результате новые знания для управления БП без участия человека.
Но современные базы данных которые поддерживают БП в различных системах неэффективны для целей поддержания когнитивных процессов. Например. Если мы запишем в БД два факта - «Иванов учится в МГУ» и «Иванов и Петров учатся вместе». И спросим – «Где учится Петров» - то большинство таких систем не дадут ответа. Но уже сейчас можно получить новые знания из этих двух фактов, если мы запишем их в системы, реализующие социальные сети. В этом случае они их обработают как компоненты пользовательских профилей.
Многие системы управления БП имеют много общего. И сейчас появляются проекты, которые пытаются не обрабатывать информацию, а получать новые знания. Это Semantic Web, Semiotic Web, системы поддержки социальных сетей. Общим для этих систем является то, что они соединяют в себе знаковое представление знаний (специальные базы или структуры знаний, онтологии) и системы обработки этих знаний (когнитивные процессоры) реализуемые, например, так называемыми агентами или другими когнитивными «движками» [1,2,8].
Тогда:
1. Мы можем соединить знаковые структуры, которые описывают реальные БП со знанием. И это, в свою очередь, есть тоже результат некоторого когнитивного процесса.
2. Второй целью является разработка знаковых (семиотических) процедур для обработки этих знаковых структур для получения новых знаний (в том числе и о БП). Это можно проиллюстрировать на примере систем, производящих зачастую непредсказуемые знания или выводы, основанных на социальных сетях в Интернете. Иногда это выглядит в знаковой форме как последовательность формул при решении задачи или доказательстве теоремы. Полученные таким образом знания могут быть использованы в качестве поддержки решения менеджером БП.
3. Третьей целью можно обозначить процесс знаковой и когнитивной поддержки высшего акта когнитивного процесса – собственно самостоятельного принятия решения. Это может быть программный агент, который сам решил осуществить покупку на именно этом сайте, имея только самые общие инструкции, полученные от человека в самом начале в качестве первой компоненты знания, имея свои знания как вторую компоненту и получив новые знания при обработке информации на сайте, к которому он подключен, как третью базовую компоненту когнитивного процесса.
Существуют уже частные решения этой тройственной проблемы, которые работают уже в проектах (в частности – упомянутых выше). Системы извлечения знаний из текстов являются частью таких систем. Разработка таких систем достаточно трудоемка. В качестве реально выполнимой задачи можно поставить цель – разработка и описание знаковых (семиотических) формализмов, которые могли бы послужить основой для реализации поставленных выше задач.
Тогда мы сможем видеть в этих знаковых структурах отражение нашего знания о БП (составляющих их объектах и их превращениях), которые послужат, в свою очередь для последующей когнитивной обработки с целью получения нового знания. Такая когнитивная семиотическая методология сможет послужить инструментом поддержки при разработке и совершенствовании различных систем управления БП.
Итак, знания в системах управления бизнес процессами могут быть описаны как знаковые структуры (семиотически) при помощи методологии, разработанной в рамках когнитивной семиотики, которая позволит более эффективно разрабатывать различные ИТ системы, делать их более интеллектуальными и самостоятельными, быстрее реагирующими на изменения и, следовательно, более эффективными.
Список литературы
1. Беляев И.П., Капустян В.М. Процессы и концепты. М.: 1997.
2. Ермаков А.Е. Автоматизация онтологического инжиниринга в системах извлечения знаний из текста. // Международная конференция Диалог-2008. М.: 2008.
3. Зацман И.М., Курчавова О.А. Термины для описания процессов представления научно-технических знаний в цифровой среде. // Международная конференция Диалог-2008. М.: 2008.
4. Мельников Г.П. Системология и языковые аспекты кибернетики. М.: Сов. Радио, 1987.
5. Непейвода Н.Н. Прикладная логика. М.: 2002.
6. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.
7. Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков. // Теория и практика речевых исследований. М.: 1999.
8. Рыков В.В. Обработка нечисловой информации. Управление знаниями. М.: МФТИ, 2007.
9. Щедровицкий Г.П. О методе исследования знаковых систем. / Семиотика и восточные языки. М.: 1967.
...
KNOWLEDGE ACQUISITION – COGNITIVE SEMIOTICS IMPLEMENTATION
|
...
A Cognitive Semiotics paradigm provides a prototype for a formal description of knowledge, sign structures and connection them with other types of human activity in the real world. This formalism could be implemented for Knowledge Acquisition systems development.
...
KNOWLEDGE ACQUISITION – COGNITIVE SEMIOTICS IMPLEMENTATION - doc format
E-mail: vlad.rykov@gmail.com
|